Мною была разработана воспитательная система по формированию у младших школьников ценности здоровья и ответственности за его сохранение (предъявление опыта в городском конкурсе воспитательных систем, 2009г.)
Цель воспитательной системы класса:
Создание условий, способствующих воспитанию ученика здорового нравственно и физически, с активной гражданской позицией, способного успешно социализироваться в среднем звене.
Ожидаемый результат:
Выпускник начальной школы:
- здоровый ребёнок, обладающий физическим, психическим и духовным здоровьем, владеющий навыками отдыха и социальной безопасностью, понимающий ценность здоровья.
– субъект своей деятельности, умеющий ставить цель, планировать свою деятельность, ответственно выполнять её;
- творческий ребёнок, проявляющий способности в различных видах деятельности;
Основные направления и содержание работы
Результаты работы по формированию у младших школьников ценности здоровья и ответственности за его сохранение
Разнообразие форм и методов работы позволяло постоянно поддерживать интерес к теме здоровья, способствовало формированию у детей позитивной установки на поддержание здорового стиля и навыки самостоятельного принятия решения в пользу более целесообразных с точки зрения здоровья поступков. Успешная работа по сохранению и укреплению здоровья невозможна без особого комфортного психологического климата. Мне как классному руководителю необходимо было изучить факторы, влияющие на невротические нарушения для того, чтобы предупредить их, а также для того, чтобы строить работу с детьми таким образом, чтобы не допустить перегрузки и переутомления в учебной деятельности, учитывать психофизиологические особенности детей, наладить дружеские отношения с ними, не допустить неуспеваемости.
На уроках и во внеклассной деятельности мы учились организовывать своё время, развивали память и внимание, работали над формированием учебных навыков.
Вся наша совместная деятельность постепенно дала свои положительные результаты.
1. 1.Возросла активность детей (проектная деятельность, коллективные дела, волонтерское движение).
Класс нашел свое место в общешкольном коллективе. Капитан экипажа, актив класса поддерживают тесную связь с активом школы. Ребята принимают активное участие в совместных делах с представителями других классных коллективов. За все годы коллектив не пропустил ни одного мероприятия: везде участвовал и достигал неплохих результатов.
2.Увеличилось количество участников школьных олимпиад, всероссийских конкурсов (см. достижения обучающихся)
3. Реально снизился уровень заболеваемости:
Показатели |
1 класс |
2 класс
|
3 класс |
4 класс |
Всего учащихся в классе |
21 |
21 |
26 |
26 |
Болели в течение года ОРЗ |
20 |
17 |
15 |
14 |
Болели в течение года хроническими заболеваниями |
4 |
4 |
3 |
3 |
Вывод по таблице: Снизилось количество детей, болеющих хроническими заболеваниями и ОРЗ. В зимние и весенние месяцы дети стали болеть значительно меньше.
Показатели |
1 класс
|
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Ослабленное зрение |
6 |
6 |
6 |
5 |
Плоскостопие |
6 |
6 |
6 |
6 |
Нарушение осанки |
6 |
6 |
6 |
6 |
Отмечается небольшая положительная динамика показателей здоровья.
Группа здоровья |
1 класс |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
1 (основная) |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 (основная) |
15 |
15 |
19 |
20 |
3(подготовительная) |
4 |
4 |
5 |
4 |
4. Увеличился процент детей с высоким уровнем физической подготовленности (27%)
Уровни физической подготовленности |
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Высокий |
2 |
6 |
7 |
Средний |
13 |
15 |
15 |
Низкий |
6 |
5 |
4 |
5.Все учащиеся класса заняты в системе дополнительного образования:
Классы |
Общее количество детей в классе |
Занято в системе ДО |
Занято в спортивных секциях |
1 класс |
21 |
17 |
10 |
2 класс |
21 |
20 |
14 |
3 класс |
26 |
24 |
17 |
4 класс |
26 |
26 |
21 |
В спортивных секциях занято 81% детей. Дети являются призерами городских соревнований по баскетболу, футболу, лыжным гонкам. Команда класса – постоянный участник губернаторских игр.
6. Учащиеся класса сохранили высокий уровень образовательных потребностей.
Предметы
|
2 класс |
3 класс |
4 класс |
Русский язык |
51% |
54% |
61% |
Литературное чтение |
68% |
74% |
74% |
Окружающий мир |
66% |
68% |
72 % |
Математика |
51% |
57% |
64% |
Уровень качества знаний по предметам сохранился.
Системная работа с учащимися в течение 4-х лет, направленная на воспитание культуры здоровья и ЗОЖ, соблюдение санитарно – гигиенических норм и правил, двигательная активность и прочее – всё это привело к положительному результату.
У учащихся были сформированы элементарные гигиенические знания, а также практические умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, навыки соблюдения правил гигиены. В активном словаре детей появились понятия «здоровье», «правила гигиены», «режим дня» и др.
По результатам анкетирования у детей значительно выросла мотивация к ЗОЖ, они проявляют интерес к занятиям оздоровительного характера (бассейн, спорт, занятия КГ, танцевальные кружки), считают необходимым следить за своим здоровьем.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что созданные в классе условия по сохранению и укреплению здоровья, по формированию навыков ЗОЖ у младших школьников, являются достаточно эффективными.
Сегодня я могу сказать, что я сумела сохранить здоровье детей. Ни один показатель здоровья не снизился. Мои ученики – выпускники 4 –го класса способны успешно адаптироваться в среднем звене школы. Технология обучения школьным предметам строилась таким образом, чтобы позитивно влиять на способы жизни учащихся, вызывать чувство коллективизма и взаимной поддержки между детьми, а также между детьми и учителями.
Вера в способности моих учеников, участие детей в принятии решений по вопросам ЗОЖ стали первичной профилактикой ППАВ и отклоняющихся форм поведения.